МБОУ «Жемконская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.А.Кондакова. «Утверждаю» «Согласовано» Директор школы: Председатель ШРК Петров Е.Е.___________ Васильева В.К.___________ От «___» ___________2015 От «___» ___________2015 ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ» Пояснительная записка Никакое средство (воспитания) нельзя рассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы вы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний. А.С. Макаренко Воспитание является приоритетным направлением школы, как государственного института. Основным назначением воспитательной работы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком ХХ1 века, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить делать этот выбор и находить способы его реализации. При определении деятельности по воспитанию ребенка следует учесть, что из 30% времени ребенок проводит в школе (от времени бодрствования), около 30% - в семье и около 30%, общаясь со сверстниками, либо в учреждения дополнительного образования. Поэтому воспитательная деятельность школы будет эффективна, когда она осуществляется по всем направлениям. Не упустить ни одного ребенка, вовлечь всех в общую позитивную воспитательную деятельность – вот тот идеал, к которому необходимо стремиться. Данная программа рассчитана на время обучения одного ребенка в школе и рассматривает направление воспитательной работы школы в целом, так и классного коллектива в частности. Сроки реализации программы: 2015-2017 гг. Неотъемлемой частью воспитательной работы школы являются программы классных коллективов, которые являются основными способами реализации данной программы. Цели и задачи Целью воспитательной работы школы является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач: - формирование толерантного сознания у подростков; - формирование гражданской ответственности и правового самосознания среди молодежи; - формирование идеологии единения; - расширение дополнительных образовательных услуг; - формирование потребности в здоровом образе жизни; - формирование ответственности и социализации подростков; - формирование духовно-нравственной культуры у учащихся; Принципы воспитательной работы Личностно-ориентированные принципы : - принцип адаптированности (каждый должен чувствовать себя как дома, найти свое место в семье-школе); - принцип развития (целостное развитие личности: физическое, интеллектуальное, духовное); - принцип ценности коллектива как способ самореализации личности ребенка; - принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели, создание атмосферы единения). Культурно-ориентированные принципы: - принцип картины мира (школа – микромир, создает обобщенноцелостное представление о мире, о месте человека в нем); - принцип смыслового отношения к миру (мир вокруг меня – это мир, частью которого являюсь я – переживаю и осмысливаю для себя); - принцип опоры на культуру как мировоззрение (возможность и способность усваивать культуру и делать свою культуру, уважая исторически сложившиеся культурные ориентиры); - принцип толерантности. Деятельностно -ориентированные принципы: - принцип обучения деятельности (умение ставить цели, контролировать и ориентировать свой и чужие действия, опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие); - креативный принцип или принцип формирования потребности в творчестве и умения творчества. Школа – часть образовательной и внешней среды : - целостно-смыслового равенства ребенка и взрослого; - единения; - творческого начала; - целостности педагогических процессов; - демократизации воспитательной системы; - использование воспитательного потенциала посредством деятельности школы как центра воспитательной и досуговой работы; - эстетизации всей жизни учащихся. ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ: 1. Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения. 2. Грамотное и свободное владение устной и письменной речью. 3. Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию 4. Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне. ЗДОРОВЬЕ 1. Здоровый образ жизни. 2. Осознанное отношение к здоровью и физической культуре. 3. Умение применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи, способность действовать в чрезвычайных ситуациях. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования. 2. Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их. 3. Способность использовать знания на практике. 4. Рациональная организация труда, самообразования, исследовательской работы. ЖИЗНЕННАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ 1. Правовая культура. 2. Ответственность. 3. Коммуникативность, культура общения. Признание ценности гармоничных отношений между людьми. 4. Толерантное отношение к людям. 5. Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения. 6. Профессиональное самоопределение. 7. Достаточный уровень воспитанности. Основные этапы воспитательной работы: 1-4 классы - воспитание духовно-нравственной культуры. 5-6 классы - формирование потребности в здоровом образе жизни. 7-8 классы - формирование умения жить в коллективе. 9-11 классы - формирование гражданского и правового сознания. Каждый этап скорректирован на последовательности задач воспитания, физиологическом и социальном развитии учащихся. Каждый классный руководитель на основании предложенных данной программой принципов самостоятельно разрабатывает программу воспитательной работы своего классного коллектива, самостоятельно выбирая методы и приемы и разрабатывая план воспитательной работы. Программы воспитательной работы классных коллективов являются неотъемлемой частью данной программы. Этапы воспитательной работы Воспитание духовно-нравственной культуры (1-4 классы) Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. Основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает. В воспитании младших школьников, такой стороной является нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим формируются мотивы поведения, принятие решений и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому. Особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. В работе надо учитывать их возрастные и психологические особенности: - Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко. - Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня: I. Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком. II. К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. III. На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!» - Может существовать противоречие между знанием «как нужно», и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка. - Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице). Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним, такие как: - Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подго¬товке к экскурсии и во время ее проведения. - Этические беседы способствуют приобретению под¬растающим поколением нравственных знаний, выработке у школь¬ников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформиро¬вать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгля¬ды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках. Этическая беседа требует от учителя большой душевной бли¬зости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бес¬тактности. Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом. Формирование потребности в здоровом образе жизни (5-6 классы) Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и, что каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здоровьесберегательное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей. Источником формирования здорового образа жизни детей является физическая активность. Стратегия исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Это воспитание должно формировать у ребенка основы безопасной жизнедеятельности. Он учится не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья. Важно, чтобы в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни ребенок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Ребенок учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных ситуациях. Организуя воспитание потребности в здоровом образе жизни, необходимо помнить: - если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе, - если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить, - если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде, - если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь. Здоровый образ жизни определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой. В соответствии с этой системой отношений валеологическая воспитательная работа должна осуществляться в следующих направлениях: 1. "Я и мое здоровье". Резервы моего здоровья - мое богатство. 2. "Я и другие люди". Взаимодействие в коллективе как условие здоровья ребенка. 3. "Семья - древо жизни". Моя родословная. Моя роль в семье. 4. "Мальчики и девочки - чудо природы". Половые различия как основа мироустройства. 5. "Я и общество". Явления общественной жизни, социальные институты. 6. " Я и мир вещей”. Уважительное отношение к творениям рук человеческих. 7. "Мир природы". Взаимодействие с природой как основа здоровья. Основные методы используемые в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни это: - соревнования, экскурсии, конкурсы, соревнования, походы; - беседы и классные вечера; Формирование личности ребенка посредством коллектива (7-8 кл) Самый эффективный путь воспитания ребенка — работа с коллективом и через коллектив детей. Активность детей в коллективе лежит в основе самовоспитания. Через коллектив воспитываются навыки самопознания, самоконтроля, самооценки . Опора в воспитании личности на коллектив соответствует особенностям человеческого существования. Человек — существо общественное. Индивидуальность формируется не в одиночестве, а в кругу людей, в постоянной коммуникации, в ситуациях руководства и подчинения. Жить в обществе и быть независимым от общества нельзя. Влияние коллектива на личность ребенка зависит от «слияния» его с коллективом, в какой мере он ощущает себя его членом, ответственным за все то, что в нем происходит, в какой мере ценности коллектива являются его собственными ценностями. Но идентификация с коллективом отнюдь не должна приводить к растворению в нем личности ребенка, к бездумному восприятию им нравственных норм коллектива и усвоению его традиций. Такое некритическое восприятие коллектива ведет, к ущемлению индивидуальности ребенка. В силу этого процесс идентификации должен сочетаться с процессом обособления ребенка в коллективе, с превращением его в самостоятельную личность, являющуюся не только объектом воздействия коллектива и носителем коллективных ценностей, но и субъектом коллективообразования, обогащающим, умножающим коллектив за счет реализации своей индивидуальности, своего собственного взгляда на волнующие коллектив проблемы. Обособляясь в коллективе, ребенок ориентируется на коллектив, стремясь занять в нем достойное место, утверждаясь в нем как личность, воспринимая ценности коллектива и обогащая их за счет собственной индивидуальности. Обособление же от коллектива — это отход от коллектива, отрицание, невосприятие его, порождающее эгоизм. Процесс идентификации с коллективом и процесс обособления в коллективе являются следствием потребности ребенка в самореализации и самоутверждении в коллективе. И как способы реализации этой потребности самими детьми они могут привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Поэтому оба эти процесса требуют педагогического управления, как процессы взаимосвязанные и взаимообусловленные, обеспечивающие в своей совокупности формирование социалистической направленности личности каждого ребенка и развитие индивидуальности каждого. При формировании детского коллектива, а также при воспитании у ребят чувства коллективизма и дружбы особенно важен индивидуальный подход. Особо следует обратить внимание на недопустимость противопоставления интересов коллектива и интересов личности. Необходимо в организации коллективной деятельности искать и находить гармоничное сочетание интересов коллектива и интересов личности. Основные методы воспитательной деятельности при формирование личности ребенка посредством коллектива: - коллективные творческие дела, соревнования, классные вечера, походы (любые мероприятия, где каждый член коллектива будет востребован и может проявить свои способности); - мероприятия, направленные на развитие «педагогики успеха» с ее верой в возможности личности, которая проявляется в коллективной деятельности и служит средством воспитания у детей веры в себя, в собственные возможности и силы. Формирование гражданского и правового сознания (9-11 классы) Одной из причин сложной социальной обстановки в государстве и порождения ксенофобии, национализма и фашизма является явление массовой девиации – установка у молодежи на неисполнение закона. По результатам исследований около 40% молодых людей в Российской Федерации считают возможным нарушение законов и этических норм. В бытовом случае это отражается в следующих рецидивах: - употребление спиртных напитков (в том числе пиво); - курение; - нецензурные выражения; - драки; - оскорбления, в том числе и по национальному признаку. Нельзя построить нормальное общество без основного требования – соблюдения законов. Воспитание толерантности как формы существования человека в современном обществе без соблюдения законов и этических норм также невозможно. Дети должны знать, что справедливость всегда восторжествует, зло будет наказано. Для достижения этих целей необходимо предусмотреть систему воспитания гражданственности, патриотизма и правового самосознания среди молодежи и соблюдение законности в микрорайоне. Сложно воспитывать соблюдение закона, если ребенок в семье и микрорайоне будет наблюдать обратную ситуацию. Для воспитания гражданского самосознания среди учащихся необходимо вовлечь их в позитивную гражданскую деятельность, создать детское движение, которые позволят сформировать гражданскую ответственность и правое самосознание среди молодежи. Основные методы формирования гражданского и правового сознания: - беседы и лектории; - вовлечение в самоуправление; - передача ответственности и полномочий в управлении школой; - вовлечение в общественную деятельность. Общие принципы воспитательной работы В основе воспитательной системы школы лежит принцип локального патриотизма. Позитивными результатами внедрения данной идеологии являются: - Формирование позитивного общественного мнения среди подростков. - Единение подростков, взаимоуважение, дружба, общие интересы. - Бережное отношение к школе, двору, селу, району … - Воспитание ответственности. - Возможность осуществления под вышеописанными лозунгами различных программ: популяризация здорового образа жизни, спорта, трудовые десанты и др. Достаточно заметную часть жизни ребенок проводит в школе. Естественно, воспитательный потенциал школы должен носить ключевой характер во всей системе воспитания в микрорайоне. Воспитание как приоритет в образовании должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения. Следует выделить следующие основные моменты воспитывающей деятельности образовательного процесса, в направлении которых требуется вести работу педагогическому коллективу: - дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. - усиление воспитывающей функции дисциплин школьного цикла согласуется со стратегией модернизации образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования. В процессе обучения должны создаваться условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Преподавание дисциплин целесообразно строить на ряде общих принципов - принцип гуманизации и гуманитаризации, внешней и внутренней дифференциации, принцип духовно-нравственного воспитания, принцип экологизации – как основных ориентирах воспитательной деятельности школы на современном этапе. Современный образовательный процесс должен выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов. Так филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Предметы этого цикла представляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков. Осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет учащимся обогатить их знания о человеке, об основных этапах истории человечества, о закономерностях исторического развития России, о географической среде, об основных областях общественной жизни. Дисциплины этого цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, с обеспечением их социальной мобильностью к быстро меняющимся жизненным условиям на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым включение детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий, личное участие в социально-значимой деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеях, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями и другими формами социальной практики. Одной из ведущих идей модернизации естественнонаучного образования является усиление его общекультурного значения, что способствует повышению воспитательного потенциала содержания учебных программ. В процессе формирования у школьников физических, химических, биологических, географических и экологических знаний, при освоении учащимися естественнонаучного метода познания необходим акцент на воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за развитие биосферы, за экологическое благополучие планеты. На уроках естественнонаучного цикла можно развивать у учащихся эстетическое отношение к объектам природной среды, расширять опыт практической экологически значимой деятельности, в том числе во внеурочное время – в результате включения учащихся в работу школьных лесничеств, детских экологических центров, игровые экологически ориентированные программы детских общественных объединений и т.д. Предметы области «Искусство» помогают реализовывать целый комплекс воспитательных задач. Дисциплины этого цикла направлены на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран, умение понимать и оценивать творения художников разных эпох. Воспитание учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры позволяет приобщать их к духовно-нравственным ценностям. Знания по философии, религии, искусствоведению помогают ученику формировать собственное мировоззрение. Знакомство школьников с разными видами искусств, живописью, музыкой, архитектурой содействует воспитанию личности, готовой участвовать в диалоге культур, бережно относящейся к богатствам цивилизации, к собственной национальной культуре. Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Участие детей и подростков в разнообразных спортивных объединениях, секциях, создание в школе необходимых условий для занятия спортом – один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков. Особое внимание в настоящее время уделяется внедрению в практику школы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни. Занятие физической культурой и спортом необходимо рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Достаточно важное значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения. Приоритетными новыми педагогическими технологиями в образовательном процессе школы на ближайшие годы является: - Современные мультимедийные технологии позволяют учащимся знакомиться с возможностями современных технологий, мотивируют на изучение работы компьютером, расширяют возможности урока из-за наличия интерактивности обучения и огромной базы дидактических и наглядных материалов. Однако, мультимедийные уроки не должны стать основными, так как в этом случае потеряется смысл школы как социального института, занимающегося всесторонним развитием, обучением и воспитанием ребенка; снизится уровень коммуникативных способностей учащихся и, следовательно, общий уровень развития ребенка и самое главное, исчезнет сам процесс передачи знаний, как обмен двух субъектов, учителя и ученика. - Практические и игровые методики, технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников, связь урока с жизнью, практическая направленность знаний и мотивация учащихся. - Организация самостоятельной творческой деятельности на уроке и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время. Реализация этой функции урока требует подготовку учителя, осознания учителем его воспитательной функции. Отсюда вытекает важность и значимость следующего момента воспитывающей деятельности образовательного процесса. Особо следует обратить внимание на повышение роли и ответственности учителя за воспитание ребенка в образовательном процессе. При работе с педагогическими кадрами следует направлять усилия на формирование у педагогов позиции воспитателя, которая заключается во внутренней психологической установке на решение воспитательных задач, на формирование представлений о воспитывающем влиянии собственной личности на социально - нравственное становление ученика. Учителю необходимы знания о сущности, содержании, критериях эффективности воспитательного процесса, методах воспитания и навыков практической реализации воспитательных технологий. Воспитывающая деятельность педагога должна строится на следующих принципах: - открытость – только открытый человек может завоевать доверие ребенка и тем самым реализовать воспитательную задачу; - заинтересованность – без заинтересованности, в особенности моральной, учитель будет исполнять роль «урокодателя»; - профессионализм – профессионал у любого человека вызывает уважение и следовательно доверие. Учителю необходимо повышать свои навыки как с предметной стороны (освоение новых технологий и методов, владение современными достижениями науки), так и навыками работы с ребенком (учет возрастных особенностей учащихся, учет адаптации ребенка на различных ступенях образования, совершенствование личных коммуникативных способностей). - демократичность – соблюдение прав ребенка как личности, уважение его чувств и достоинства должно превратиться из функциональных обязанностей в осознанную потребность учителя. - ответственность – осознание собственной роли «творца человеческих душ» требует, чтобы учитель отдавал отчет, осознавал свою ответственность за каждое сказанное слово, каждый свой поступок. Для реализации программы требуется создание в школе дружелюбной благоприятной воспитывающей атмосферы. Необходимо в идеале создать такую атмосферу в школе, чтобы ребенок, оказавшись в трудной жизненной ситуации, мог всегда найти в школе поддержку, мог довериться, открыть себя, реализовать свои способности. Этому способствует рост авторитета школы в микрорайоне, который можно повысить результатами обучения (хорошие знания учащихся), дружелюбием и пониманием учителей, сотрудничеством с семьей. Необходимо, чтобы ребенок шел в школу с радостью. Основное свое воспитание ребенок получает в семье. Именно там формируются основные человеческие ценности, складывается жизненный опыт ребенка. Поэтому без тесного сотрудничества с семьей положительной воспитательной деятельности быть не может. Современную семью отличает сокращение численного состава, отделение молодого поколения от старшего, ограничение трудового участия семьи. Также на ребенка влияют семейные конфликты, разводы, отсутствие семейных традиций, постоянное «зарабатывание» родителями денег. Следует также отметить наличие у некоторых родителей потребительского и циничного отношения к школе, что сводит на нет всю воспитательную работу. Основными направлениями деятельности школы с семьей являются: - аналитическая деятельность - создание «паспорта семьи» позволяет выбрать наиболее эффективные методы работы с семьей - родительский всеобуч – многие родители, не владея педагогическими знаниями, не всегда понимают своего ребенка и не всегда могут правильно воспитывать его. Организация лекториев, тренингов, курсов для родителей позволит родителям грамотно вести воспитательную работу в семье. - совместная деятельность детей и их родителей – только совместная деятельность может позволить воспитать ребенка. Планомерное вовлечение родителей в активную общественно-полезную деятельность по месту жительства. Проведение совместных праздников, мероприятий, субботников – это прекрасный способ пообщаться, и ближе узнать друг друга. Все эти мероприятия должны приносить родителям радость – только тогда будет реальная (деятельная) заинтересованность родителей в воспитании ребенка. Привлечь родителей на свою сторону, сотрудничать с ними – основная задача школы. Нельзя ребенка воспитать без его собственной воли – он может только воспитаться. Воспитание возможно только при наличии доверия, стремления ребенка. Лучшим способом воспитания является создание условий для саморазвития, самореализации. Деятельностью школы является расширение кружковой и секционной работы, детской общественной организации «Кэскил» как формы творческой самореализации. Необходимо выделить основные требования к организации досуговой деятельности – это доступность и разносторонность. Важным аспектом организации досуговой деятельности является максимизация различных форм с целью учета интересов как можно большего числа детей – это и спортивные, и научные, и творческие кружки и секции, а также клубы по интересам и просто создание условий для досуга и общения. При формировании у подростков толерантного сознания следует выделить те виды толерантности, которые наиболее значимы в жизни школы: - отношения между поколениями; - отношения между учителем и учащимся, отношение к способностям; - отношения между учащимися. Младшие школьники (дети 7-11 лет) менее конфликты, внушаемы. Подростки (11-14 лет) более импульсивны, вспыльчивы, ранимы, особенно, когда затронуты их личностные интересы, особенности, внешний вид. Переходный период отличается проблематичностью в развитии коммуникативной сферы личности.